Диагностика по шкале ADOS
Муниципальное автономное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Эго» Свердловского района
оказывает психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям с проблемами в развитии, поведении, испытывающих трудности в усвоении образовательных программ и социальной адаптации, детям с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и детям-инвалидам.
ADOS - Шкала Наблюдения для Диагностики Аутизма является "золотым стандартом" для оценки и диагностики аутизма и первазивного расстройства развития у испытуемых разных возрастных групп, уровней развития и речевых навыков.
Авторы методики: Кэтрин Лорд, Майкл Раттер, Памела Ди Лаворе, Сьюзан Ризи (США).
Эта методика может быть использована для диагностики практически каждого, имеющего подозрение на аутизм или страдающего этим расстройством: от младенческого до взрослого возраста, от неговорящих детей, до свободно говорящих взрослых.
Методика ADOS состоит из различных мероприятий, которые позволяют наблюдать социальное и коммуникативное поведение, связанное с диагнозом общего расстройства развития. Эти мероприятия обеспечивают интересные, нормативные условия, в которых может происходить взаимодействие.
В методике используются специально подобранные игрушки для игры, материалы для деятельности, при которых можно наблюдать социальное взаимодействие, общение и коммуникацию, проявления поведения, связанные с аутистическим спектром на разных уровнях развития и в разном возрасте. Во время исследования заранее подготавливаются коммуникативные провокации, в которых обычный ребенок ведет себя «обычным» образом, ребенок с аутизмом — иначе. После проведения наблюдения проводится подсчет, какого поведения было больше — обычного, или «аутичного». По результатам подсчета выводится заключение.
При этом фиксируются данные по таким параметрам:
1. Речь и коммуникация:
- Речь — количество слов, предложений, интонация, эхолалии
- Попытки привлечь внимание
- Стереотипные слова или предложения
- Диалог
- Указывание пальцем
- Жесты
2. Социальное взаимодействие:
- Взгляд в глаза
- Реакция на имя
- Выражение лица
- Совместные действия
- Качество социальной инициативы
- Взаимность
3. Игры — функциональные, символические и включающие воображение.
- Разнообразна ли игра ребенка, ее качество
- Есть ли игра «понарошку»
- Качество воображения
- Стереотипное поведение и ограниченные области интереса:
- Сенсорные ощущения
- Самостимуляция
- Повторяющиеся действия
- Агрессия и самоагрессия
Методика ADOS включает в себя четыре модуля, для применения каждого из которых требуется всего от 35 до 40 минут. Испытуемому дают только один модуль, в зависимости от его или ее уровня экспрессивной речи и хронологического возраста. Следуя указаниям, приведенным в руководстве, вы выбираете соответствующий модуль для каждого человека.
Модуль I. Применяется к тем детям, которые не используют фразовую речь постоянно;
Модуль II. Применяется к тем детям, которые используют фразовую речь, но не говорят свободно;
Модуль III. Применяется, к свободно говорящим детям;
Модуль IV. Применяется, к свободно говорящим подросткам и взрослым.
Единственная группа лиц с расстройствами аутистического спектра, по отношению к которой не может быть применена методика ADOS - это неговорящие подростки и взрослые.
Для выполнения модулей 1 и 2 вам и ребенку необходимо двигаться по комнате. Модули 3 и 4, каждый из которых требует, по большей части, бесед, могут быть проведены за столом.
Эти виды активности обеспечивают 30 - 45-минутный период наблюдения, полный возможностей для испытуемого проявлять поведение, соответствующие диагнозу аутизма или общего расстройства развития. Применяя ADOS, вы записываете свои наблюдения, чтобы кодировать их позже, и сформулировать диагноз. Предоставлены граничные показатели как для более широкой диагностики общего (первазивного) расстройства развития/ атипичного аутизма / аутистического спектра, так и для диагностики аутизма в более узком, традиционном понимании.
Предлагая стандартизированные показатели и материалы, методика ADOS позволяет диагностировать расстройства аутистического спектра, не зависимо от языка. Поскольку данная методика применима к широкому кругу детей и взрослых, она является экономически эффективным дополнением для любой больницы, клиники или школы, которая служит людям с нарушениями развития.
Таким образом, диагностика проходит как стандартизированное наблюдение за поведением во время специально организованной игры с тщательно отобранными игрушками. После диагностики проводится кодирование, тщательный подсчет баллов по разным параметрам и вывод диагноза, с корреляцией с ныне действующим перечнем диагнозов МКБ-10.